Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России
Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России
Календарь событий
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Июль
Июнь
Инструменты
Избранное
Translate / Übersetzen / Traduire / ترجم Версия для слабовидящих Распечатать
Личный кабинет
Дагирову Шамсутдину Шарабутдиновичу
Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России

Деятельность отделения


Порядок и правила использования дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) при организации учебного процесса определяется в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:
— Федерального Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273;
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— Приказа Минобразования России от 16.06.200 № 1791 «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения»;
— Нормативными документами образовательного учреждения МЧС России.

Права и обязанности слушателей, обучающихся с использованием ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с формой получения образования, на которую они зачислены. Образовательные учреждения вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Основными целями применения ДОТ являются:
— расширение доступа различных категорий слушателей образовательных учреждений МЧС России к качественным образовательным услугам;
— экономия финансовых средств МЧС России (проживание и командировочные расходы) за счет предоставления образовательных услуг в максимально удобной форме по месту проживания или работы слушателя;
— интенсификация использования научного, методического и технического потенциала образовательных учреждений МЧС России.

Для полноценного обеспечения учебного процесса в образовательном учреждении МЧС России рекомендуется использовать систему дистанционного обучения «Прометей». Система дистанционного обучения «Прометей» предназначена для организации полноценного процесса дистанционного обучения и независимой проверки знаний, причем рассчитана на большие потоки слушателей. Она состоит из компонентов организации и управления учебным процессом, позволяет решать следующие задачи:
— организация проверки знаний через Интернет, в корпоративных и локальных сетях;
— организация учебного процесса с различной степенью соответствия классической модели академического образования;
— создание распределенной образовательной сети.

Опыт внедрения дистанционного обучения показывает высокую востребованность этой формы обучения как со стороны слушателей и студентов, так и со стороны преподавателей. Динамичный характер жизни современного человека, расширение международных контактов, качественно новые средства коммуникаций и техническая насыщенность всех сфер деятельности вызывают потребность в мобильном обучении. без постоянной привязки к конкретному географическому месту. Дистанционное обучение стало наиболее подходящей формой для реализации концепции открытого образования, которая предусматривает для обучающегося значительную свободу выбора при обучении.

В соответствии с требованиями нормативных правовых документов в области образования и правом на ведение образовательной деятельности Институтом заочного и дистанционного обучения Академия ГПС МЧС России в рамках пилотного проекта были реализованы образовательные программы по направлениям подготовки (специальности) 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр») и 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист») с применением дистанционных образовательных технологий. Первоначально реализация указанных образовательных программ по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий осуществлялась в отношении обучающихся вторых курсов. В рамках реализации данных образовательных программ посредством использования лицензированного программного продукта СДО «Прометей»:
— разработаны календарные планы учебных курсов;
— разработаны и размещены в СДО электронные информационные ресурсы изучаемых учебных дисциплин (электронный контент);
— апробированы модели взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучающимися, в том числе в ходе проведения занятий в интерактивной форме и режиме on-line (вебинары, видео-лекции, чат), режиме off-line (форум, текущий контроль в форме тестирования). Действующая модель реализации образовательных программ по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий (рис. 1) предполагает использование учебно-лабораторной базы Академии только в период вступительных испытаний, лабораторно-экзаменационных сессий (в том числе и в ходе проведения промежуточной аттестации) и итоговой аттестации. Данный подход позволяет профессорско-преподавательскому составу проводить занятия по наиболее сложным темам, с применением лабораторной базы и перспективного ПТВ в традиционной форме. Основной целью применения дистанционных образовательных технологий являлось повышения качества оказания образовательных услуг.
Рис. 1. Модель реализации образовательных программ по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий была построена на принципах:
— установления интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи;
— самостоятельного освоения определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии;
— усиления активной роли обучающегося в образовательном процессе;
— подбора материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Достижение поставленной цели предполагалось осуществить посредством:
— регламентирования деятельности обучающихся в межсессионный период календарным планом;
— 100 % информационное обеспечение изучаемых дисциплин;
— организации представления отчетных материалов на электронную почту преподавателя;
— организации тематической консультативной помощи обучающимся в режимах on-line и off-line;
— организации текущего контроля по критериям — наличие работы, качество ее выполнения и устранение выявленных недостатков.
Результаты проведенного рубежного контроля показали, что применение дистанционных образовательных технологий позволило повысить качество образовательного процесса как по уровням формируемых знаний, умений и навыков в целом (рис. 2.1, 2.2,2.3), так и отдельным учебным дисциплинам (рис. 3.1,3.2).
  • Рис. 2.1 Результаты рубежного контроля по уровням формируемых знаний, умений и навыков.
  • Рис. 2.2 Результаты рубежного контроля по уровням формируемых знаний, умений и навыков.
  • Рис.2.3. Результаты рубежного контроля по уровням формируемых знаний, умений и навыков.
  • Рис. 3.1. – результаты рубежного контроля по дисциплине Теория горения и взрыва, изучаемой соответственно в традиционной форме и с применением ДОТ
  • Рис. 3.2. – результаты рубежного контроля по дисциплине Русский язык и культура речи, изучаемой соответственно в традиционной форме и с применением ДОТ
Доля занятий, проводимых в традиционной аудиторной форме, в дальнейшем может быть снижена посредством создания лабораторий удаленного доступа и виртуальных комплексов. По указанию Департамента кадровой политики МЧС России с ноября 2014 г. реализация указанных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий осуществляется для обучающихся всех курсов. В настоящее время руководством Международной организации гражданской обороны (МОГО) принято решение о наборе группы численностью 25 человек, организации вступительных испытаний на базе Академии и последующего их обучения с применением дистанционных образовательных технологий в интересах иностранных государств, вопросы о признании образования с которыми осуществляются в соответствии с международными договорами. Подготовка данных специалистов будет осуществлена по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»), форма обучения заочная, срок обучения 5 лет, язык обучения — русский. Модель реализации данной образовательной программы (рис. 4) предполагает использование учебно-лабораторной базы Академии только в период вступительных испытаний и итоговой аттестации. Таким образом, Академии предстоит в течение первого года обучения переработка не только электронного контента, но разработка лабораторий удаленного доступа и виртуальных комплексов, адекватно отражающих все объекты профессиональной деятельности выпускников согласно ФГОС и процедуры их функционирования.
Рис. 4. Модель реализации образовательных программ по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий при подготовке специали-стов МОГО