ru en de zh fr ar

Экология и экологическая безопасность

Экология – наука, устремленная в будущее. Это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им было жить лучше и удобнее, чем нам! Чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей. Академик РАН Н. Моисеев.
 
1. Цель дисциплины: 
изучить воздействие пожаров, аварий и катастроф на социально-природную среду, инженерные вопросы охраны окружающей среды и экологические мировоззренческие вопросы с учетом выбранного Россией курса на устойчивое развитие для сохранения благоприятной окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.
2. Задачи дисциплины: 
- ознакомление с понятием экологии как научной базы охраны окружающей среды; 
- ознакомление с характером загрязнения (веществом и/или энергией) окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности; 
- изучение нормативно-правовых основ охраны окружающей среды; 
- ознакомление с системами мероприятий, обеспечивающих минимум загрязнения и повреждения окружающей среды, овладение принципами восстановления нарушенных природных систем в результате хозяйственной деятельности; 
- прогнозирование, оценка возможных отрицательных последствий для окружающей среды и здоровья населения пожаров, аварий и природных катастроф, применения огнетушащих веществ, пожарной техники; 
- изучение влияния токсичных продуктов горения и разложения горючих материалов и веществ, огнетушащих составов на человека, флору и фауну; 
- анализ экономических проблем обеспечения экологической, пожарной и техногенной безопасности;
- совершенствование деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России для уменьшения вреда окружающей среде при пожарах и авария, обеспечения экологической безопасности человека.
3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:
Содержание курса базируется на системе знаний, полученных при изучении физики, химии, инженерных и специальных дисциплин. 
Изучение дисциплины «Экология» направлено на выработку у будущих специалистов экологического мышления, а в профессиональной деятельности – учета экологических требований по сохранению и защите окружающей среды (ОС) при пожарах, авариях и природных катастрофах.
4. Организационно-методические указания: 
Основными методами изучения курса являются лекции, практические и семинарские занятия. Значительное место отводится самостоятельной работе слушателей. Для закрепления полученных знаний предусматривается выполнение двух классных контрольных работ, написание реферата и программированный контроль знаний на текущих занятиях. Изучение курса заканчивается дифференцированным зачетом с защитой реферата и собеседованием. 
Для обеспечения непрерывной подготовки слушателей по экологическим аспектам пожарной безопасности частные специфические вопросы рассматриваются на других общетехнических и специальных кафедрах. 
Завершающим этапом экологической подготовки слушателей является написание соответствующего раздела, отражающего экологические аспекты разрабатываемых мер и способов обеспечения пожарной и промышленной безопасности в дипломной работе или проекте. 
Программа курса состоит из введения и двух разделов. 
Первый раздел включает сведения о предмете, задачах экологии, дает основные определения и понятия, знакомит с деятельностью человека, как причиной помех в биосистемах, ролью процессов горения в повреждении и загрязнении окружающей среды. Рассмотрены вопросы управления качеством природной среды, включая контроль, методы анализа, мониторинг и последствия загрязнений. Эти данные могут быть использованы в деятельности Государственной противопожарной службы при профилактике пожаров на производстве, в жилищно-коммунальной сфере, при выборе и использовании огнетушащих средств и составов. 
Второй раздел содержит сведения об экологических последствиях природных катастроф, аварий и пожаров. Материал изложен с учетом распространенности природных катастроф, частоты, риска аварий и пожаров в отдельных сферах хозяйственной деятельности. Приводятся примеры влияния на окружающую среду внутренних, лесных, торфяных, степных, газовых, нефтяных, и др. пожаров, огнетушащих средств; воздействия на человека, животных, растения опасных химически опасных веществ при авариях, продуктов горения и пиролиза при пожарах, других видов опасных факторов природных и техногенных катастроф. 
В этом же разделе изложены принципы охраны окружающей среды, методики определения эколого-экономического ущерба от пожаров и аварий, вопросы охраны здоровья пожарных, спасателей, населения. 
Таким образом, система изучения дисциплины «Экология» решает многоцелевой комплекс задач по формированию для Государственной противопожарной службы МЧС России специалистов нового поколения, обладающих экологическим мышлением и учитывающих в профессиональной деятельности требования по сохранению и защите окружающей среды при пожарах, авариях и катастрофах.
 
5. Требования к уровню освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
иметь представление:
- о взаимодействии организмов и среды обитания, сообществе организмов, экосистемах; 
- об эволюции биосферы; 
- о глобальных экологических проблемах современного мира; 
- об основных направлениях деятельности Государственной противопожарной службы по защите окружающей среды; 
- о функциях, методах работы, взаимодействии Государственных органов по контролю состояния окружающей среды; 
- об основных направлениях экологических исследований в области пожарной и экологической безопасности; 
- о методах утилизации огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов и т.д.;
знать:
- основы учения о биосфере; - основные положения экологии как научной базы охраны окружающей среды; 
- характер загрязнения и повреждения окружающей среды в результате хозяйственной штатной деятельности, природных катастроф, пожаров и аварий, использования пожарной техники и огнетушащих веществ, составов; 
- нормативно-правовые основы и методы охраны окружающей среды, здоровья пожарных, спасателей, населения в штатных и нештатных ситуациях;
уметь:
- оценивать эколого-экономический ущерб от загрязнения окружающей среды при пожарах и авариях;
иметь навыки:
- поиска, обработки и анализа информации для выполнения своих функциональных обязанностей с учетом требований экологической безопасности.
 
Тематика занятий:
Тема 1. Человек и биосфера 
Тема 2. Учение о биосфере 
Тема 3. Загрязнение и охрана атмосферы 
Тема 4. Загрязнение и охрана вод суши, морей и океанов 
Тема 5. Загрязнение и охрана суши 
Тема 6. Контроль и управление качеством природной среды 
Тема 7. Загрязнение окружающей среды при техногенных и природных катастрофах, авариях, пожарах 
Тема 8. Пожары в природной среде 
Тема 9. Пожары и аварии в техносфере 
Тема 10. Загрязнение окружающей среды огнетушащими веществами и пожарной техникой 
Тема 11. Экономическая оценка последствий загрязнения окружающей среды при пожарах и авариях (эколого-экономический ущерб от пожаров и аварий) 
Тема 12. Влияние опасных факторов пожаров, аварий на здоровье и охрана труда пожарных, спасателей 
Тема 13. Основные направления охраны окружающей среды от пожаров и катастроф 
 
 
Литература по дисциплине: