Под покровительством
Икона Божией Матери “Неопалимая Купина” является заступницей от огненных бед.
С древних времен человек поклонялся огню. Недаром с ним связано столько сказаний, легенд, мифов и преданий. Ученые до сих пор не нашли однозначного ответа на вопрос, когда же человек научился добывать огонь. Считалось, что это произошло 400 тысяч лет назад, но не так давно в районе озера Виктория в Африке антропологи из США нашли остатки древнего очага, которому 1400000 лет.
Но огонь, как известно, был человеку не только другом. И в Москве, и в других старинных подмосковных городах не раз полыхали пожары. Горели Дмитров, Можайск, Волоколамск, Коломна, Серпухов, Сергиев Посад. Люди защищались от огня как могли. Заступницей от всех бед русичи считали икону. Одной из самых почитаемых была икона Богородицы, имевшая 600 чудотворных и местночтимых ликов. В их числе самая распространенная охранительница от пожаров - Пресвятая Богородица “Неопалимая Купина”, на которую православная церковь возложила предотвращение пожаров.
Народ молится “Неопалимой Купине”, не только прося защиты от пожара, а также от недугов: “огневицы - болести” и от “антонова огня” (гангрены), и от огневика летучего (сыпи). В день памяти этой иконы - 17 сентября - в церквях поются молебны, совершаются крестные ходы.
В Библии описывается видение пророку Моисею ангела в горящем и несгорающем кусте (купине). Он олицетворял бессменное воплощение Сына Божия от Приснодевы Марии. Именно их лики и были перенесены на икону написанную в Древней Греции.
Образ иконы “Неопалимая Купина” во все времена ее бытия сопровождали легенды, многие из которых возникли из подлинных исторических фактов. Летописи рассказывают, что в 1557 году пьяные рыцари Ливонского ордена, увидев в доме русского купца икону Богоматери, бросили ее в огонь. Возникший огромный пожар охватил и другие дома, и в стане врага произошло замешательство, коим воспользовались русские войска. Бой был победным для русской армии. Обрадованный взятием Нарвы царь Иван IV распорядился соорудить церковь и поставить в ней “ту икону Богоматери, от которой загорелась Нарва”. Саму же икону нашли в пепле целой.
Возникновение в Москве Неопалимовской церкви, что около Девичьего Поля, обязано другому преданию. Конюх царя Федора Алексеевича, Дмитрий Колошин, благочестивый и богатый человек, особую веру и усердие питал к иконе “Неопалимая Купина”. Будучи как-то осужден по какому-то делу, но не считая себя виноватым, Колошин с еще большим рвением стал молиться Царице Небесной. Его молитва была услышана, потому как царю вдруг приснилась Богоматерь и объявила, что конюх неповинен. Царь освободил Дмитрия Колошина, а тот в благодарность своей заступнице отстроил храм, и с разрешения государева перенес туда образ “Неопалимой Купины” из Грановитой палаты Кремля. Это было 17 сентября.